Гавриков
Алексей Александрович
Иркутский государственный педагогический университет
(г. Иркутск)
ДИСКУССИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЕ 1890-х гг.
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОВЕДИ В ЯПОНИИ
Во второй половине 1880-х гг. православная проповедь в Японии
усилиями выдающегося Святителя Николая (И.Д. Касаткина, 1836-1912)
достигла весьма впечатляющих размахов. По различным данным, встречающимся в
исторической литературе и источниках, число православных христиан в Стране
восходящего солнца в 1890 г. превышало 18 000 человек (от 17 614 в
215-ти1 до 18 6352 и даже 18 925 в 216-ти церковных
общинах3).
Однако «последовавший за
ростом спад в 1890 г. является общей тенденцией как для православной, так для католической и протестантской миссий – только в ином количественном
соотношении»4. В результате ряда политических, экономических и
социальных преобразовании, имевших место в Японии в эпоху правления императора
Мэйдзи (1868-1912), синтоизм был возведен в ранг государственной религии и
значительно укрепил свои позиции по сравнению с остальными религиозными
конфессиями, в том числе – буддизмом и, тем более – христианством. В связи с
этим, в отечественной прессе и публицистике разгорелась дискуссия по поводу
перспектив развития христианской (и, в частности, – православной) проповеди на
Японских островах.
Первым неуверенность,
весьма близкую к пессимизму, относительно перспектив развития православной
проповеди в Японии высказал молодой миссионер о. Сергий (И.Н. Страгородский,
1867-1944) в своем очерке «Христианская проповедь в Китае и Японии» в 1892 году5.
Обращаясь к причинам реакции, разразившейся в Японии в 1880-х гг., автор пишет:
«Причина этих возмущений и охлаждения лежит в самом психическом складе
восточного человека, который необходимо должен сторониться от христианства и не
понимать его, хотя бы никаких других отрицательных обстоятельств на него и не
действовало. Причина эта в двух основных чертах восточной
души: ее крайней материализации, почти атрофии по отношению к духовным
предметам и интересам, и потом в национальной самозаключенности восточных
людей, решительно не позволяющей им сливаться с другими народами в нравственный
союз, как не могут слиться масло и вода»6. Исходя из выше
сказанного, миссионер рекомендует своим современникам не торопиться с выводами
относительно успехов православной проповеди в Японии: «Не должно увлекаться и
первоначально быстрыми успехами христианства в Японии. Быстрые успехи были
следствием увлечения новизной, – теперь начинается реакция в пользу старины…»7.
Подобная неуверенность в завтрашнем дне христианства в Японии была высказана и
на страницах «Церковных ведомостей» в следующем, 1893-м, году. Опираясь на
выдержки из журнала «Algemeine Missions Zeitschrift», еженедельник сообщил о начавшемся
упадке христианской проповеди в Японии, которому способствовали, по словам
журнала, «болезненное национальное самосознание Японцев» и ряд политических
причин, в частности – пересмотр неравноправных договоров с западными
державами8. Важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим также в
середине 1890-х гг. на замедление темпов развития христианской проповеди в
Японии, стала японо-китайская война 1894 г., в которой западные державы,
носители христианства, выступили на стороне Китая. В православной миссии, в
частности, в указанный год «число крещеных немного сократилось – 811человек»9.
В 1894 г., комментируя
статью К. Хрисанфидеса «Русские в Японии», опубликованную французским
журналом «Revue bleue», редакция «Исторического вестника» высказала свою точку
зрения на происходящее, отметив неуспех распространения христианства именно в
высших слоях японского общества: «Мы сомневаемся, однако, чтобы новое учение
быстро проникло в высшее японское общество, отличающееся рационализмом и
индифферентное к религиозным вопросам»10. Вскоре газета «Московские
ведомости» в статье некоего «Японца» как бы подвела промежуточный итог, очертив
круг участников дискуссии и изложив имеющиеся точки зрения: «В последнее время
в духовной и светской печати являются статьи, которые высказывают
пессимистический взгляд на успехи евангельской проповеди в «Стране восходящего солнца». По мнению
пессимистов, причина неутешительного состояния религиозных дел
несомненно заключается в реакции, направленной к оживлению старых начал
нравственности и мировоззрения. Подобное мнение не имеет никаких оснований. На
самом деле, евангельская проповедь в Японии… за последние годы нисколько не
падает сравнительно с прежним временем…»11. При этом «Японец»
отмечает сокращение протестантской проповеди: «Сравнительное достоинство
православной проповеди пред другими миссиями может быть определено еще и тем фактом что число крестившихся за последнее десятилетие (с
1884 года по 1893 год) колеблется между 1.100 и 1.400 в год (в 1893 году
крещено 1.163 души), тогда как в протестантской церкви число крещаемых год с
годом уменьшается, как протестанты сами свидетельствуют»12.
Не обойден вниманием
вопрос о перспективах христианской проповеди в Японии и в фундаментальном труде
иеромонаха Алексея Виноградова «История Библии на Востоке», оставшемся
неоконченным: в свет вышел только первый том исследования. «Несмотря
на религиозную свободу о дозволении Христианам Европы, Англии и Америки
проповедывать и распространять Евангелие и устроять [так в тексте. – А.Г.] церковь сообразно с вероисповедными и национальными особенностями,
– сообщает автор, – Японцы с 1890-1893 г. начинают сознавать крайности своего
увлечения Западно-Европейским влиянием и христианством; возникает реакция к
языческим началам жизни по системам Синто и Конфуцзы, как и приниженного
Буддизма»13. Далее А. Виноградов приводит мнения
нескольких японских консерваторов о том, что христианство в Японии не нужно –
синтоизма вполне достаточно, чтобы удовлетворить все идеологические потребности
японского общества. Однако, обращаясь к статистическим данным, исследователь
приходит к выводу о том, что православная проповедь в Японии практически не
сократила своих масштабов (в 1894 г. насчитывается 1135 вновь крещенных)14.
В то же время А. Виноградов отмечает значительное ухудшение положения
протестантских церквей в Японии: «Сравнительное количество доходов с христиан
туземных в 1892 г. против 1891 г. уменьшилось на 11,000 енов, число бесплатных
аптек на 4, богословских школ на 3, дневных школ на 7, учеников в них на 1,246…»15.
В 1899 г. вышла в свет
книга С.А. Архангелова «Наши заграничные миссии». Автор не остался в
стороне и высказал свое мнение по обсуждаемому в прессе вопросу: «… говорят, и
христианство теряет свое значение и привлекательность для японцев; нет уже
говорят надежды на распространение и укрепление юной христианской церкви в
Японии.
Все эти толки, однако,
слишком преувеличены. Правда, для христианской проповеди в Японии есть
препятствия, но они не столь велики»16.
Охлаждение японцев к
христианству, широко обсуждаемое в русской прессе 1890-х гг., беспокоило и
действовавших в то время в Японии православных миссионеров. Так, архимандрит
Андроник (Никольский) вспоминал в путевых записках, опубликованных в 1905 г., о
своем разговоре с катихизатором Томоми из Канда: «Ему немного рассказал о
церкви Осакской, а потом говорил о том, что теперешнее охлаждение и христиан и
язычников к вере есть переходное время под влиянием нахлынувших из Европы
многочисленных новостей… Но это кончится…»17.
Отголоски дискуссии
наблюдаются в прессе и публицистике начала ХХ века. В 1904 г., в начале
русско-японской войны, газетой-журналом «Гражданин» была опубликована статья
«Европеизация Японии», где отмечалось: «Христианство в модернизированной Японии
успеха не имеет. Миссионеры, пользуясь полною свободою пропаганды, потратили
много труда и денег для обращения ничтожного числа. Некоторые японцы принимают
временно христианство…, а затем снова возвращаются к национальной религии»18.
Один из первых
исследователей истории Японской православной миссии Ф. Прохоренко высказал
в 1906 г. в своей работе «Русская духовная миссия в Японии» замечание о том,
что успехи христианства в Японии значительно сократились и «ход христианства в
Японии – начиная с 90-х годов – идет скорее вниз, чем вверх»19. Однако, по мнению
автора, это был «факт лишь временный и преходящий»20. После же
русско-японской войны, по словам Ф. Прохоренко, в Японии сложилась весьма благоприятная для развития христианской проповеди обстановка21.
В значительной степени,
благодаря усилиям (и прежде всего – публицистической деятельности) Святителя Николая и его
сподвижников, дело распространения православия в Японии стало во второй
половине XIX в. делом всероссийского масштаба. Дискуссия, развернувшаяся в русской
прессе и публицистике 1890-х гг. наглядно демонстрирует факт внимательного
отношения общественной мысли того времени к проблемам развития православного (и
христианского в целом) миссионерства в Стране восходящего солнца.
__________________________________
1 Энциклопедический
словарь / Под ред. К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского.
Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона – СПб., 1904. – полутом 82. – с.
790.
2 Иванова Г.Д. Архиепископ Николай и его японские ученики // Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. / Отв. ред. В.Н. Горегляд. – М., 1990. – с. 208.
3 Московские ведомости. – 1891. – 14 мая.
4 Мазурика Ю.В. «Церковный Вестник» и «Церковные Ведомости»
как источники по истории Православия в Японии // Актуальнi проблеми вiтчизняноï та всесвiтньоï iсторiï: Збірник наукових
праць. – Випуск 9. –Харків, 2006. – c. 153.
5 С. [Сергий (Страгородский), архим.] Христианская проповедь в
Китае и Японии // Русский вестник. – М., 1892. – № 12. – с. 7-31; 1893. – № 2.
– с. 11-33.
6 Там
же. – 1892. – № 12. – с. 9-10.
7 Там же. – с.
30.
8 Церковные ведомости. – СПб., 1893. – № 48. – с. 1742-1746.
9 Саблина Э.Б. 150 лет Православия в Японии. История Японской
Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М.- СПб., 2006. – с.
97.
10 Русские миссионеры в Японии // Исторический вестник. –
СПб., 1894. – № 2. – с. 574.
11 Японец. Христианская проповедь в Японии // Московские
ведомости. – 1894. – 26 марта.
12 Там же.
13 Виноградов А., иером. История Библии на Востоке: с обзором
метода и условий благоприятных и неблагоприятных ея
переводам и распространению с христианскою церковью у разных народов. – Т. 1. –
СПб., 1889-1895. – с. CCXIV.
14 Там же. – с.
CCXXVII.
15 Там же. – с.
CCXXVIII.
16 Архангелов С.А. Наши заграничные миссии: Очерк о русских
духовных миссиях. – СПб., 1899.– с. 69.
17 Андроник (Никольский), архим. Миссионерский год в Японии
(из дневника японского миссионера) // Уфимские епархиальные ведомости. – 1905.
– № 1. – с. 24-25.
18 Фелисьен Шалай. Европеизация Японии // Гражданин. – СПб., 1904.
– № 24. – с. 12-13.
19 Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Японии // Вера и разум.
– Харьков, 1906. – № 17. – с. 243.
20 Там же. – с.
244.
21 Там же. – с.
257.