Гавриков Алексей Александрович

Иркутский государственный педагогический университет (г. Иркутск)

 

ДИСКУССИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЕ 1890-х гг. О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОВЕДИ В ЯПОНИИ

 

Во второй  половине 1880-х гг. православная проповедь в Японии усилиями выдающегося Святителя Николая (И.Д. Касаткина, 1836-1912) достигла весьма впечатляющих размахов. По различным данным, встречающимся в исторической литературе и источниках, число православных христиан в Стране восходящего солнца в 1890 г. превышало 18 000 человек (от 17 614 в 215-ти1 до 18 6352 и даже 18 925 в 216-ти церковных общинах3).

Однако «последовавший за ростом спад в 1890 г. является общей тенденцией как для православной, так для католической и протестантской миссий – только в ином количественном соотношении»4. В результате ряда политических, экономических и социальных преобразовании, имевших место в Японии в эпоху правления императора Мэйдзи (1868-1912), синтоизм был возведен в ранг государственной религии и значительно укрепил свои позиции по сравнению с остальными религиозными конфессиями, в том числе – буддизмом и, тем более – христианством. В связи с этим, в отечественной прессе и публицистике разгорелась дискуссия по поводу перспектив развития христианской (и, в частности, – православной) проповеди на Японских островах.

Первым неуверенность, весьма близкую к пессимизму, относительно перспектив развития православной проповеди в Японии высказал молодой миссионер о. Сергий (И.Н. Страгородский, 1867-1944) в своем очерке «Христианская проповедь в Китае и Японии» в 1892 году5. Обращаясь к причинам реакции, разразившейся в Японии в 1880-х гг., автор пишет: «Причина этих возмущений и охлаждения лежит в самом психическом складе восточного человека, который необходимо должен сторониться от христианства и не понимать его, хотя бы никаких других отрицательных обстоятельств на него и не действовало. Причина эта в двух основных чертах восточной души: ее крайней материализации, почти атрофии по отношению к духовным предметам и интересам, и потом в национальной самозаключенности восточных людей, решительно не позволяющей им сливаться с другими народами в нравственный союз, как не могут слиться масло и вода»6. Исходя из выше сказанного, миссионер рекомендует своим современникам не торопиться с выводами относительно успехов православной проповеди в Японии: «Не должно увлекаться и первоначально быстрыми успехами христианства в Японии. Быстрые успехи были следствием увлечения новизной, – теперь начинается реакция в пользу старины…»7. Подобная неуверенность в завтрашнем дне христианства в Японии была высказана и на страницах «Церковных ведомостей» в следующем, 1893-м, году. Опираясь на выдержки из журнала «Algemeine Missions Zeitschrift», еженедельник сообщил о начавшемся упадке христианской проповеди в Японии, которому способствовали, по словам журнала, «болезненное национальное самосознание Японцев» и ряд политических причин, в частности – пересмотр неравноправных договоров с западными державами8. Важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим также в середине 1890-х гг. на замедление темпов развития христианской проповеди в Японии, стала японо-китайская война 1894 г., в которой западные державы, носители христианства, выступили на стороне Китая. В православной миссии, в частности, в указанный год «число крещеных немного сократилось – 811человек»9.

В 1894 г., комментируя статью К. Хрисанфидеса «Русские в Японии», опубликованную французским журналом «Revue bleue», редакция «Исторического вестника» высказала свою точку зрения на происходящее, отметив неуспех распространения христианства именно в высших слоях японского общества: «Мы сомневаемся, однако, чтобы новое учение быстро проникло в высшее японское общество, отличающееся рационализмом и индифферентное к религиозным вопросам»10. Вскоре газета «Московские ведомости» в статье некоего «Японца» как бы подвела промежуточный итог, очертив круг участников дискуссии и изложив имеющиеся точки зрения: «В последнее время в духовной и светской печати являются статьи, которые высказывают пессимистический взгляд на успехи евангельской проповеди  в «Стране восходящего солнца». По мнению пессимистов, причина неутешительного состояния религиозных дел несомненно заключается в реакции, направленной к оживлению старых начал нравственности и мировоззрения. Подобное мнение не имеет никаких оснований. На самом деле, евангельская проповедь в Японии… за последние годы нисколько не падает сравнительно с прежним временем…»11. При этом «Японец» отмечает сокращение протестантской проповеди: «Сравнительное достоинство православной проповеди пред другими миссиями может быть определено еще и тем фактом что число крестившихся за последнее десятилетие (с 1884 года по 1893 год) колеблется между 1.100 и 1.400 в год (в 1893 году крещено 1.163 души), тогда как в протестантской церкви число крещаемых год с годом уменьшается, как протестанты сами свидетельствуют»12.

Не обойден вниманием вопрос о перспективах христианской проповеди в Японии и в фундаментальном труде иеромонаха Алексея Виноградова «История Библии на Востоке», оставшемся неоконченным: в свет вышел только первый том исследования. «Несмотря на религиозную свободу о дозволении Христианам Европы, Англии и Америки проповедывать и распространять Евангелие и устроять [так в тексте.А.Г.] церковь сообразно с вероисповедными и национальными особенностями, – сообщает автор, – Японцы с 1890-1893 г. начинают сознавать крайности своего увлечения Западно-Европейским влиянием и христианством; возникает реакция к языческим началам жизни по системам Синто и Конфуцзы, как и приниженного Буддизма»13. Далее А. Виноградов приводит мнения нескольких японских консерваторов о том, что христианство в Японии не нужно – синтоизма вполне достаточно, чтобы удовлетворить все идеологические потребности японского общества. Однако, обращаясь к статистическим данным, исследователь приходит к выводу о том, что православная проповедь в Японии практически не сократила своих масштабов (в 1894 г. насчитывается 1135 вновь крещенных)14. В то же время А. Виноградов отмечает значительное ухудшение положения протестантских церквей в Японии: «Сравнительное количество доходов с христиан туземных в 1892 г. против 1891 г. уменьшилось на 11,000 енов, число бесплатных аптек на 4, богословских школ на 3, дневных школ на 7, учеников в них на 1,246…»15.

В 1899 г. вышла в свет книга С.А. Архангелова «Наши заграничные миссии». Автор не остался в стороне и высказал свое мнение по обсуждаемому в прессе вопросу: «… говорят, и христианство теряет свое значение и привлекательность для японцев; нет уже говорят надежды на распространение и укрепление юной христианской церкви в Японии.

Все эти толки, однако, слишком преувеличены. Правда, для христианской проповеди в Японии есть препятствия, но они не столь велики»16.

Охлаждение японцев к христианству, широко обсуждаемое в русской прессе 1890-х гг., беспокоило и действовавших в то время в Японии православных миссионеров. Так, архимандрит Андроник (Никольский) вспоминал в путевых записках, опубликованных в 1905 г., о своем разговоре с катихизатором Томоми из Канда: «Ему немного рассказал о церкви Осакской, а потом говорил о том, что теперешнее охлаждение и христиан и язычников к вере есть переходное время под влиянием нахлынувших из Европы многочисленных новостей… Но это кончится…»17.

Отголоски дискуссии наблюдаются в прессе и публицистике начала ХХ века. В 1904 г., в начале русско-японской войны, газетой-журналом «Гражданин» была опубликована статья «Европеизация Японии», где отмечалось: «Христианство в модернизированной Японии успеха не имеет. Миссионеры, пользуясь полною свободою пропаганды, потратили много труда и денег для обращения ничтожного числа. Некоторые японцы принимают временно христианство…, а затем снова возвращаются к национальной религии»18.

Один из первых исследователей истории Японской православной миссии Ф. Прохоренко высказал в 1906 г. в своей работе «Русская духовная миссия в Японии» замечание о том, что успехи христианства в Японии значительно сократились и «ход христианства в Японии – начиная с 90-х годов – идет скорее вниз, чем  вверх»19. Однако, по мнению автора, это был «факт лишь временный и преходящий»20. После же русско-японской войны, по словам Ф. Прохоренко, в Японии сложилась весьма благоприятная для развития христианской проповеди обстановка21.

В значительной степени, благодаря усилиям (и прежде всего – публицистической         деятельности) Святителя Николая и его сподвижников, дело распространения православия в Японии стало во второй половине XIX в. делом всероссийского масштаба. Дискуссия, развернувшаяся в русской прессе и публицистике 1890-х гг. наглядно демонстрирует факт внимательного отношения общественной мысли того времени к проблемам развития православного (и христианского в целом) миссионерства в Стране восходящего солнца.

__________________________________

1 Энциклопедический словарь / Под ред. К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского. Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона – СПб., 1904. – полутом 82. – с. 790.

2 Иванова Г.Д. Архиепископ Николай и его японские ученики // Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. / Отв. ред. В.Н. Горегляд. – М., 1990. – с. 208.

3 Московские ведомости. – 1891. – 14 мая.

4 Мазурика Ю.В. «Церковный Вестник» и «Церковные Ведомости» как источники по истории Православия в Японии // Актуальнi  проблеми вiтчизняноï та всесвiтньоï iсторiï: Збірник наукових праць. – Випуск 9. –Харків, 2006. – c. 153.

5 С. [Сергий (Страгородский), архим.] Христианская проповедь в Китае и Японии // Русский вестник. – М., 1892. – № 12. – с. 7-31; 1893. – № 2. – с. 11-33.

6 Там же. – 1892. – № 12. – с. 9-10.

7 Там же.с. 30.

8 Церковные ведомости. – СПб., 1893. – № 48. – с. 1742-1746.

9 Саблина Э.Б. 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М.- СПб., 2006. – с. 97.

10 Русские миссионеры в Японии // Исторический вестник. – СПб., 1894. – № 2. – с. 574.

11 Японец. Христианская проповедь в Японии // Московские ведомости. – 1894. – 26 марта.

12 Там же.

13 Виноградов А., иером. История Библии на Востоке: с обзором метода и условий благоприятных и неблагоприятных ея переводам и распространению с христианскою церковью у разных народов. – Т. 1. – СПб., 1889-1895. – с. CCXIV.

14 Там же.с. CCXXVII.

15 Там же.с. CCXXVIII.

16 Архангелов С.А. Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. – СПб., 1899.– с. 69.

17 Андроник (Никольский), архим. Миссионерский год в Японии (из дневника японского миссионера) // Уфимские епархиальные ведомости. – 1905. – № 1. – с. 24-25.

18 Фелисьен Шалай. Европеизация Японии // Гражданин. – СПб., 1904. – № 24. –  с. 12-13.

19 Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Японии // Вера и разум. – Харьков, 1906. – № 17. – с. 243.

20 Там же.с. 244.

21 Там же.с. 257.




Вернуться на главную страницу

Хостинг от uCoz