Гавриков А.А.

Имагология в отечественном востоковедении

Стремительно развивающийся и всеобъемлющий процесс глобализации, ведущий к расширению и углублению связей между национальными культурами в пределах регионов и своеобразному культурному слиянию всех цивилизаций (Востока и Запада) в одну, единую земную урбанистическую культуру ведет к росту необходимости познавать своего соседа и себя не в качестве самостоятельной и самодостаточной цивилизации, а в качестве потенциального структурного элемента возможной наднациональной культуры. Это влечет за собой актуализацию именно научных направлений, исследующих «чужого», стремящихся понять и объяснить различные культурные процессы, характерные для цивилизации государства-партнера. Одним из таких направлений является имагология (от фр. imagologie – изучение образа), «активно развивающаяся дисциплина, связанная с потребностью понимания особенностей «чужих» и необходимостью изучения механизмов формирования их «образов»1.

Со второй половины 1990-х гг. в отечественной науке стало активно развиваться это междисциплинарное направление (процесс глобализации, и это очевидно, охватил и науку: все больше научных исследований ведутся в наши дни «на стыке» целого комплекса дисциплин), вобравшее в себя элементы методологии целого ряда гуманитарных наук: истории, культурологии, социальной психологии, литературоведения, фольклористики и др. Сама по себе имагология как научное направление также неоднородна: выделяют, например, потестарную имагологию, изучающую, какие системы образов участвуют в установлении отношений господства и подчинения, в приобретении и удержании власти, в выстраивании связей между различными группами элит, с одной стороны, и между господствующими и подвластными слоями общества, с другой2; культурную иконографию, цель которой – «изучить сложный механизм формирования имиджей, образов «чужого» под воздействием политических, исторических, социокультурных и прочих факторов»3.

«Статус имагологии в современном гуманитарном знании не вполне определен. Одни исследователи рассматривают имагологию как теоретическую или историко-литературную дисциплину в рамках литературоведения как «учение об образах» (…) или исследование устойчивых образов (имиджей) чужого, другого (по этнической, культурной и языковой принадлежности), объективированных в литературных текстах (…), другие как раздел исторической науки, исследующий те представления о другом народе или стране, которые складываются в общественном сознании той или иной страны на определенном историческом этапе (…), третьи как ответвление культурологии или социологии, исследующих представления участников культурного диалога друг о друге (…), четвертые как технологию создания имиджей (…)»4. С начала XXI в. имагология стала все больше развиваться именно как направление исторической науки. Так, например, в 2000-х годах было защищено несколько диссертационных исследований в рамках дисциплин «Отечественная история» (07.00.02), «Теория и история культуры» (24.00.01) и «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» (07.00.09). При этом обратим внимание, что в большинстве своем работы такого рода имеют самое непосредственное отношение к востоковедению, ибо речь здесь идет об «образах» восточных стран. В отечественной имагологии, с одной стороны, немало внимания уделяется истории формирования «имиджей» восточных стран в России5; с другой, – истории «имиджевого» противостояния Востока и Запада6. Обратим внимание, что при подготовке имагологических исследований первой из указанных категорий основным источником, как правило, выступают материалы отечественного происхождения: преимущественно российская (советская) пресса. Это обосновано тем, что материалы периодической печати являются одним из основных средств формирования образа «чужого» и распространения его среди различных социальных групп: «Пресса не столько отражает действительность, сколько активно ее формирует, определяя массовое сознание, общественные ценности, социальное и экономическое поведение населения. Особенностями периодической печати являются: оперативность публикации информации, возможность прочтения сообщений в удобное время, а также повторного обращения к первоисточнику. Именно в прессе наиболее полно реализуется адресность информации, поскольку каждое издание ориентировано на определенную аудиторию»7. В то же время, использование материалов отечественного происхождения не исключает возможности подготовки имагологических исследований в рамках научной дисциплины «Всеобщая история» (07.00.03). Так, в 1980-х, 1990-х и начале 2000-х гг. были защищены диссертационные исследования, посвященные «Образу Японии» в России, где без употребления самого термина «имагология» авторы обращались к методологии этого научного направления8, тогда еще не достаточно развитого в рамках отечественной исторической науки и бытовавшего, преимущественно, в культурологии и литературоведении.

Имагология как междисциплинарное направление исторической науки имеет значительные перспективы в отечественном востоковедении. Прежде всего, востребованными в наши дни остаются исследования, касающиеся истории формирования и особенностей «имиджей» восточных стран в России и на Западе. Актуальность подобных исследований обоснована стремлением носителей различных национальных культур, движимых процессом глобализации к объединению в более сложные наднациональные структуры, к взаимному познанию. И, если пока еще, говоря о дихотомии Восток – Запад, чаще всего подразумевается их противостояние и о создании единого государства Земля в ближайшие годы речи не идет, в перспективе с развитием научного прогресса и интенсификацией культурного взаимопроникновения вполне возможно создание единой урбанистической культуры планетарного масштаба. В этой связи отдельным цивилизациям необходимо познавать друг друга, создавая и развивая наиболее адекватные и правдоподобные «имиджи» «чужих», по возможности, постепенно превращая их в «имиджи» «своих», ибо взаимопознание объективно ведет к взаимопониманию и сближению. 

 

_____________________________

1 Ложкина А.С. Роль периодической печати СССР в формировании образа Японии (исторический опыт 1930-х гг.) // Уральский исторический вестник. – 2009. – № 1. – с. 23.

2 См., напр.: Власть и образ: очерки потестарной имагологии: сб. ст. / М. А. Бойцов, Ф. Б. Успенский и др. – СПб., 2010. – 383 с.

3 Ощепков А.Р. Имагология в курсе «теория культуры» // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18–20 ноября 2010 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Высшее образование и мировая культура. Выпуск 2 / отв. ред. Вл. А. Луков, Н. В. Захаров. – М., 2010. – с. 57.

4 Ощепков А.Р. Имагология в курсе «теория культуры» // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18–20 ноября 2010 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Высшее образование и мировая культура. Выпуск 2 / отв. ред. Вл. А. Луков, Н. В. Захаров. – М., 2010. – с. 54-55.

5 Ложкина А.С. Образ Японии в советском общественном сознании (1931-1939): Автореф. дис. … к.и.н.: Спец. 07.00.02: Отечественная история. – М., 2009. – 28 с.; Абиодун Адевале Адетокунбо. Образ Африки в периодической печати (По материалам журналов "Современный Восток" и "Азия и Африка сегодня" в 1957-2000 гг.): Дис. ... к.и.н.: 07.00.09. – М., 2005. – 227 с.

6 Белолипецкая Н.А. Образ Египта и египтян в британской культуре последней четверти ХIХ–первой четверти ХХ вв.: механизмы формирования: Автореф. дисс. … кандидата культурологии: Спец. 24.00.01 теория и история культуры. – Екатеринбург, 2010. – 16 с.

7 Ложкина А.С. Роль периодической печати СССР в формировании образа Японии (исторический опыт 1930-х гг.) // Уральский исторический вестник. – 2009. – № 1. – с. 23.

8 Штейнгауз А.И. Япония и русско-японские отношения 1855-1894 гг. в освящении русской прессы и публицистики: Дисс. … к.и.н.: Спец. 07.00.03 Всеобщая история. – Иркутск, 1989. – 243 с.; Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX – начала XX вв.: Дис. … к.и.н.: Спец. 07.00.03: Всеобщая история. – М., 1995. – 211 с.; Попова А.А. Формирование образа Японии в российском общественном сознании (XVII – первая четверть XX вв.). – Дис. … к.и.н.: Спец. 07.00.03: Всеобщая история. – Краснодар, 2001. – 211 с.

 

 




Вернуться на главную страницу

Хостинг от uCoz